Устройство бензопилы и важные правила обращения с бензоинструментом
Содержание:
- Избежание отброса шины пилы
- Как выбрать бензопилу по цене и качеству
- Топливная система
- Бензопилы Партнёр и Штиль, их регулировки.
- Ремонт карбюратора бензопилы Макита. Регулировка карбюратора бензопилы Makita
- Как сделать самокат, работающий на бензине
- Конструкция бензопилы и общая классификация неисправностей
- Как работает карбюратор бензопилы мембранного типа
- Виды бензиновых пил
Избежание отброса шины пилы
Отброс возникает при неосторожном и неправильном пользовании пилы. Типичным примером является неосторожное резкое касание древесины кончиком шины — при этом возникает отброс шины вверх — назад в сторону работающего
Другим примером является использование для пиления (резкого касания) не нижней, а верхней части шины — при этом отброс пилы происходит в сторону работающего.
Как пользователь вы не должны только надеяться на систему безопасности пилы, но и знать основные понятия и принципы возникновения отброса, для того чтобы минимизировать риск их возникновения:
• Держите пилу всегда обеими руками — правой заднюю ручку, левой рукой — переднюю ручку. Крепко сожмите пальцы. Надежное удержание пилы позволит вам удержать равновесие и не потерять контроль над пилой во время возможного отброса.
• Производите пиление на максимальных оборотах.
• Не производите пиление выше уровня плеча.
• Используйте шины и цепи, только рекомендованные изготовителем.
Как выбрать бензопилу по цене и качеству
Чтобы выбрать хорошую бензопилу, нужно определить, с какой целью она будет использоваться. Если для работы в хозяйстве — дома или на даче, — то нет смысла покупать мощную и дорогостоящую пилу, т. к. она не будет эксплуатироваться в полную силу, а значит, расход топлива и масла станет неоправданным.
Мощность бытовых пил — менее 2 кВт. Этого достаточно, чтобы спилить на участке дерево или очистить его от сучьев. Ресурс у бытовых пил невелик — не менее 1000 часов с расчетом эксплуатации агрегата не более 20 часов в месяц. К тому же такой инструмент имеет небольшой вес, что обеспечивает удобство, и его легче обслуживать, чем профессиональные бензопилы.
Если предстоит, например, строительство хозяйственных помещений, бани или целого дома, бензопилу лучше выбрать мощнее. Здесь подойдет полупрофессиональный вариант с большим объемом двигателя, от чего зависит производительность инструмента.
На лесоповалах для заготовки бензопилу лучше иметь профессиональную. Такой инструмент тяжел по весу, требует особых навыков, обладает объемом двигателя до 90 см³, что повышает его производительность и мощность. Профессиональная пила может работать много часов подряд в течение года.
Итак, если цель — приобрести помощника в хозяйстве, то выбираем бензопилу для дачи. Для более масштабных проектов приглядываемся к другим моделям.
Не стоит выбирать инструмент, основываясь только на его внешнем виде и яркой рекламе. Качественную и надежную бензопилу можно подобрать по параметрам, определяющим ее работоспособность.
Шина
Этот элемент служит для направления цепи и в качестве канала для ее смазки. Длина шины — важный критерий. Чем длиннее элемент, тем больше глубина реза. Так, длинные шины ставят на профессиональные пилы, у бытовых они не более 30-40 см. Это делает инструмент легче и компактнее. При желании можно поставить другую шину, однако в пределах возможности пилы. Чем длиннее, тем больше нагрузка на двигатель. Постоянная работа с такой шиной уменьшит ресурс инструмента.
Цепь
Это главный режущий элемент. Состоит из отдельных звеньев, скрепленных заклепками. Цепи различаются:
- по высоте профиля;
- по шагу;
- по форме зубьев.
Шаг цепи определяется на ½ расстояния между тремя последовательно расположенными заклепками. От величины шага зависит производительность пилы. Он должен соответствовать мощности инструмента. Так, слишком большой шаг бензопила может не потянуть, а слишком маленький не позволит качественно распилить древесину — цепь будет скользить. С другой стороны, чем меньше шаг, тем меньше вибрация.
Менять шаг цепи можно, но в разумном диапазоне.
Длина цепи должна соответствовать длине шины. Со временем цепь растягивается и возникает необходимость ее подтяжки. Следует регулярно проверять этот фактор и регулировать длину цепи с помощью специального винта.
Защита от обратного удара
В процессе распиливания бывают моменты, когда пила натыкается на более твердую поверхность, например, сучок или гвоздь (при распиле б/у бревен или досок), и резко отбрасывается назад. Производители бензопил учитывают этот фактор и оснащают свои инструменты системами защиты от обратного удара. Самым надежным считается мгновенная остановка цепи. Достигается это с помощью одной из систем:
- На рукоятке устанавливается специальная кнопка, которую нужно удерживать вместе с гашеткой пуска. В момент, когда пила подскакивает, пильщик рефлекторно отпускает кнопку, в результате чего цепь блокируется.
- Перед левой рукой на корпусе устанавливается специальный рычаг, который в начале работы необходимо поставить на взвод. В момент удара рука упирается в рычаг. Он срабатывает, и цепь останавливается.
Антивибрационная защита
При работе двигателя создаются колебания, которые вызывают усталость в руках. Регулярное воздействие вибрации на тело вызывает заболевания суставов и нарушение кровотока. Поэтому производители бензопил оснащают их антивибрационными системами — демпферами. Самый простой — резиновые прокладки между корпусом и рукоятками. В более дорогих пилах снижение вибрации достигается точным соотношением массы двигателя и остальной части инструмента.
Двигатель
Сердцем любой бензопилы является двигатель. Чем он мощнее, тем выше производительность пилы. Мощность двигателя зависит от его объема.
Параметры хорошего двигателя:
- Поршневая система с двумя компрессионными кольцами.
- Стенки цилиндра покрыты хромом или никосилом.
- Коленвал кованый.
- Картер металлический.
- Есть устройства для облегчения запуска: праймер, декомпрессионный клапан или пружинный стартер.
Топливная система
Неисправности топливной системы также довольно часто становятся основной причиной, не позволяющей бензопиле работать максимально эффективно. В первую очередь необходимо проверить качество топливной смеси.
Течет бензин из бензопилы
Если на корпусе бензопилы периодически появляются бензиновые капли, то необходимо проверить герметичность топливного бака. Со временем, он может рассохнуться. Или же прокладка «задубела» и она уже не может выполнять свою прямую функцию.
Читать также: Лопата отвал на мотоблок
Если появились полноценные бензиновые ручейки, то велика вероятность, что придется менять лопнувший шланг, соединяющий карбюратор и топливный бак.
Не поступает бензин в цилиндр бензопилы
Причин, по которым топливная смесь перестала поступать в цилиндр несколько:
- Воздушный фильтр засорился.
- Настройки работы карбюратора слетели.
- Мембрана карбюратора перестала быть целостной.
- Каналы, по которым транспортируется бензин, засорились.
Бензопила не держит холостые обороты
В этом случае следует начать искать неисправность с фильтрующих элементов. В большинстве своем, именно из-за снижения пропускной способности воздушного и бензинового фильтров обороты на холостом ходу начинают «плавать».
Если с фильтрами все в порядке, то необходимо проверить составляющие бензопроводной системы, а также удостовериться в отсутствии самопроизвольного изменения настроек карбюратора.
Бензопилы Партнёр и Штиль, их регулировки.
В бензопилах Штиль и Партнёр регулировочными винтами H и L выставляется пропорция воздуха и бензина в смеси. При ослаблении винтов смесь обогащается, повышаются обороты. Завинчивание приводит к обеднению смеси и, соответственно, понижению оборотов двигателя.
Настройка карбюратора бензопилы Партнёр на холостой ход осуществляется винтом T (Штиль маркирует эту регулировку буквами LA). Базовая наладка инструмента делается на заводе во время конечных испытаний. В большинстве случаев карбюратор отрегулирован на подачу чуть более обогащённой топливовоздушной смеси, чем оптимально-расчётная. Настройки, установленные заводом-изготовителем, обязательно нужно сохранить в первые несколько часов эксплуатации, в период обкатки. После этого может осуществляться более тонкая регулировка, хотя это не обязательно, пила будет нормально работать и на базовых настройках.
Для тонкого регулирования карбюратора требуется тахометр, кроме того, понадобится техническая документация, чтобы проводить работы в строгом соответствии с требованиями производителя. Лучшим решением будет доверить ювелирную настройку топливной аппаратуры специалистам.
Если всё же решено регулировать самостоятельно, начинать следует с винта L, после чего переходят к жиклёру H, после чего выставляют холостой ход путём вращения винта T (или LA — если это пила Штиль).
Плавным поворотом винта L в обоих направлениях ищется положение, при котором частота вращения на холостом ходу будет максимальной. После того, как эта точка найдена, требуется вывернуть винт L на 1/4 оборота. Если при этом цепь продолжает двигаться при работающем на холостых оборотах моторе, винт T (LA) медленно вывинчивается до момента остановки цепи.
После настройки винтом H максимальных оборотов значение их частоты проверяется по тахометру. Если частота вращения на максимуме не соответствуют значениям, которые указаны в документации, регулировки повторяют. Если на максимальных оборотах смесь оказывается слишком богатой, из глушителя идёт слишком много дыма, при бедной смеси пила издаёт визжащий звук и двигатель излишне греется. Регулировка заканчивается установкой холостого хода — правильным считают положение, если мотор работает ровно на минимуме оборотов и цепь при этом стоит. Установку холостого хода можно посмотреть на видео, представленному далее.
Ремонт карбюратора бензопилы Макита. Регулировка карбюратора бензопилы Makita
Регулировка карбюратора бензопилы Макита влияет на производительность устройства, качество работы
Для правильной настройки рабочего узла оборудования, важно: понимать принцип его работы, иметь необходимые инструменты, бережно относиться к крепежным деталям, а также близко расположенным элементам, отвечающим за функционирование бензопилы
Особенности настройки карбюратора Макита
Карбюратор бензопилы Макита работает по такому же принципу, как и карбюраторы выпущенные другими производителями. Эта важная деталь отвечает за смешивание горючего с воздухом. Для того чтобы с эксплуатацией устройства не возникало проблем проводится регулировка бензопилы Макита. Это поможет защитить мотор оборудования.
За счет регулировки можно:
- исключить риск создания карбюратором «бедной» смеси;
- минимизировать риски создания перенасыщенной смеси, которая негативно сказывается на работе мотора, провоцируя быстрый износ.
Если вам нужен новый карбюратор на бензопилу Макита ( вы будете настраивать, ориентируясь на стандартную инструкцию), выбирайте тот, который по строению идентичен оригиналу.
- Основа основ – трубка для пропуска воздуха, которая соединена с заслонкой (посредине). Расположение этой детали влияет на количество воздуха, который поступает к двигателю при работе.
- Диффузор. Идентифицировать его не сложно, при тщательном рассмотрении составляющих карбюратора. Выглядит эта деталь, как узкая трубка, главная функция которой – регулировка скорости подачи воздушных потоков.
- Канал, подающий топливо из поплавковой камеры (соединен с жиклером).
- Отдельная конструкция, выделяющаяся на фоне других – поплавковая камера, которая выглядит, как стандартный резервуар для топливных жидкостей.
Винты для регулировки
Регулировка карбюратора бензопилы Макита проводится с набором регулировочных винтов, которые находятся в корпусе этой конструкции:
- винт с маркировкой L – корректирует низкие обороты;
- винт с маркировкой H, за счет него проводится настройка высоких оборотов;
- винт T для настройки работы карбюратора на холостом ходу.
Подготовка к регулировке:
- Двигатель оставляют прогреваться (запустите бензопилу на 10 мин).
- Проверка воздушного фильтра и очищение этой детали.
- Остановка цепи поворотом винта с маркировкой Т (повернуть до упора).
Проводите последующую настройку:
- положите бензопилу на ровную поверхность;
- сняв цепь, отложите в сторону.
Для диагностики проблем работы карбюратора используют тахометр.
Важно! Мастера советуют прислушаться к звуку, который издают винты при обороте. «Визжащий» звук может указывать на перенасыщение смеси
Алгоритм действий для настройки
Проводят настройку карбюратора бензопилы в два этапа:
- базовый этап (двигатель включен);
- этап второй – выполнять, когда двигатель прогрет.
Важно ! Некоторые шаги по настройке нужно корректировать, в зависимости от модели бензопилы Макита. Для того чтобы сделать все правильно, ознакомьтесь с инструкцией
Стандартный алгоритм действий.
- Винты для регулировки высоких и низких оборотов проворачиваем до упора (провернуть по часовой стрелке).
- В момент встречи сопротивления, сделать полтора оборота назад.
Винт с маркировкой Т, перемещают по направлению часовой стрелки. Отпускайте его лишь тогда, когда двигатель начнет работать стабильно. При этом учитывайте, что цепь на данном этапе двигаться не должна.
Что делать если во время настройки на холостом ходу двигатель выключается? В таком случае важно, быстро провернуть винт до упора (проворачивать по часовой стрелке). Если манипуляция приводит к движению цепи, регулировочный винт вращают медленно в прежнее положение
Как проверить, правильно ли настроен карбюратор?
Для этого нужно ускорить работу бензопилы. Запустите двигатель на максимальных оборотах, чтобы объективно оценить его работу. Когда вы нажмете на акселератор, скорость вращения должна достичь примерно 15 тысяч оборотов в минуту. Этот показатель указывает на то, что настройка карбюратор прошла успешно.
Если такого показателя на больших оборотах вы добиться не можете, а ускорение проходит медленно, нужно снова отрегулировать карбюратор, работая только с винтом, на котором есть маркировка L. Вращайте его против часовой стрелки. При этом вращать винт нужно медленно, чтобы поворот не превысил 1/8 полного вращения.
Если возникает проблема противоположная и максимальные показатели вращения нужно снизить до 15 тысяч, вращать нужно винт, отмеченный буквой H. Вращайте его постепенно, неспешно в направлении противоположном движению часовой стрелки.
Снижение показателя оборотов до оптимального значения позволит снизить риск работы двигателя на износ.
Как сделать самокат, работающий на бензине
Используя обыкновенный старый самокат и двигатель от бензопилы, можно собрать собственное транспортное средство, работающее на бензине.
Что вам понадобится:
- Двигатель от бензопилы (в металлическом или пластиковом корпусе)
- Цепь
- Различные болты, гайки и шайбы
- Ручной акселератор от горного велосипеда
- Коммутатор
- Электродрель
- Инструмент для снятия звеньев цепи (для обеспечения хорошего натяжения велосипедной цепи)
- Необязательно: оборудование для сварки
- Убедитесь в том, что у вас есть ручной тормоз!
1. Найдите самокат с ручным тормозом и надувными колесами. Самокаты с ручным тормозом обладают лучшей тормозной способностью. Надувные колеса позволяют транспортному средству лучше преодолевать неровную местность. Также можно собрать каркас самоката (потребуется сварка).
2. Подготовьте двигатель от бензопилы, удалив пильную шину и цепь. Остальные части оставьте нетронутыми. Сохранение мотора в корпусе облегчит присоединение к платформе самоката.
3. Открутите центробежную муфту от коленчатого вала. Мощность от мотора будет передаваться посредством звезд и велосипедной цепи. Очевидной проблемой является тот факт, что вы не сможете остановить рабочий двигатель с неподвижным самокатом, а также вам придется поднимать заднее колесо над землей, чтобы его завести. Также можно сохранить муфту и использовать цепь, которая бы подходила к звезде на фланце муфты. Если у вашей бензопилы двухтактный мотор (вам придется добавить масло к бензину), то сохраните центробежную муфту. Скатывание со склона без муфты в конечном счете приведет к сгоранию мотора, так как мотор будет вынужден работать без смазывания смесью из бензина и масла.
4. Прикрутите болтами остальные звезды к задней оси самоката. Возможно, это легче сказать, чем сделать – тщательно выбирайте самокат, понимая, что вам может потребоваться модифицировать крепление заднего колеса, а также установить звезды на него.
5. Поместите мотор на заднюю часть платформы самоката, чтобы убедиться, что звезды находятся на одной линии.
6. Просверлите отверстия в платформе и корпусе мотора бензопилы так, чтобы их можно было скрепить вместе болтами
Обратите внимание, что обычно корпус делается из пластика, поэтому вам нужно быть крайне предусмотрительными по поводу того, где вы собираетесь прикручивать болты, и размера используемых шайб (чтобы предотвратить их прохождение сквозь пластик)
7. Натяните велосипедную цепь на звезды. Удалите нужное число звеньев, чтобы цепь была натянутой.
8. Присоедините ручной акселератор к одной из ручек.
9. Соедините электрический ручной акселератор с проводами включения и выключения на моторе от бензопилы. Это позволяет управляющему самокатом контролировать подачу энергии двигателем.
Мотор дает достаточное количество момента на передачи. Если передача проскальзывает и не крутится вместе с осью, то, возможно, придется приварить передачу. Это обеспечит максимальную мощность и даст гарантию, что передача не будет прокручиваться вновь.
Если при установке ручного акселератора появляются проблемы, то можно использовать в качестве варианта небольшую педаль.
Вы можете обезопасить себя от травм, добавив ограждения цепной передачи, ограждение открытых звезд, а также защитное покрытие, чтобы предотвратить попадание рук, одежды и прочих объектов в приводной механизм. Будьте осторожны при использовании самоката. Он способен разгоняться до больших скоростей, что может быть травмоопасным. Старайтесь ездить только по относительно ровным дорогам. Ямы могут привести к неприятным последствиям.
Конструкция бензопилы и общая классификация неисправностей
Правильно найти источник неисправности, а также выполнить правильный и добротный ремонт бензопил, для этого нужно иметь достоверное представление о ее технической специфике. Ремонт подобной техники не представляет особой сложности. Ее схематическое устройство достаточно простое. Для удобства узлы в ее составе можно разделить на три вида:
- основным и очень важным элементом, без которого невозможна дальнейшая работа, является двигатель, двухтактный, работающий на бензине. Допустимые марки бензина указываются в самом паспорте устройства;
- вторым не менее важным компонентом является ее рабочая часть, которые отвечает за распиловку самих материалов. Сюда можно отнести распиловочные механизмы;
- третьим связующий узел включает в себя систему подачи и фильтрации топлива, масла, зажигание двигателя, отвод отработанных газов и т.д.
Неисправность двигателя бензопилы
Неполадки классифицируются по двум узлам:
- Неисправность самого двигателя. Не может запуститься, безо всяких на то причин глохнет, чрезмерно греется, очень сильно дымит, нестабильно работает с минимальной и максимальной нагрузкой. Следовательно ремонт нужно проводить этих узлов.
- Неполадки в периферии. Здесь можно выявить множество симптомов, по которым появляются сбои в ее работе. Например, в случае заглушения бензопилы во время работы или утрате мощности, то возможно есть засор бензино-подающей системе или фильтре. Если плохо пилит, то может просто затупилась цепь. Ремонт начинать следует с изучения вспомогательных компонентов, на которые потребуется потратить меньше всего времени и матсредств.
Для удобства, до того, как начинать ремонт, следует разделить бензопилу на сектора и искать неисправность непосредственно там, где предполагается наличие проблемы. В руководстве также дается краткое описание возможных поломок и способы их устранения.
Следует также иметь в виду, что источниками для одной и той же неисправности могут служить несколько факторов. Поэтому немаловажным является умение диагностировать причину поломки, чтобы в дальнейшем выполнить ремонт правильно и качественно. Перед тем как начать разборку и ремонт бензопилы, следует прикинуть возможные причины и стараться работать только с ними.
Как работает карбюратор бензопилы мембранного типа
Мембранный карбюратор собирается из 20-30 деталей, в зависимости от модели. В них входят винты крепления и прокладки, а также 17 функциональных элементов. Принципиальное устройство показано на приведенной ниже схеме.
- Штуцер под шланг от бензобака для подачи бензина.
- Канал, по которому подкачивается топливо при нажатии кнопки праймера (подсоса) при запуске холодного двигателя.
- Клапан впуска, который перекрывается при наполнении камеры.
- Мембрана подсоса.
- Клапан выхода топлива из мембранной камеры.
- Сетчатый фильтр.
- Поворотная заслонка, регулирующая подачу воздуха от воздушного фильтра.
- Дроссельная (газовая) заслонка, регулирующая подачу топливной смеси в камеру сгорания.
- Канал подачи топлива.
- Винт регулировки холостых оборотов.
- Игла, регулирующая количество топливо-воздушной смеси.
- Жиклер холостых оборотов.
- Мембрана, определяющая положение иглы и количество поступающей смеси.
- Топливная камера.
- Основной жиклер.
- Камера-диффузор, где происходит смешивание бензина с воздухом.
- Регулировочный винт рабочих оборотов.
Карбюратор обеспечивает работу двигателя в 3 режимах:
- Холодный запуск.
- Холостые обороты.
- Рабочие обороты.
При холодном запуске, вручную нажимается кнопка праймера (подсоса). При этом сжимается и раскрывается мембрана насоса 4. Создается разрежение, и за счет него идет прямая подкачка бензина, из бака в топливный канал карбюратора. Это ускоряет и облегчает запуск холодного двигателя после долгого простоя.
Затем, при работе двигателя разрежение создается уже за счет хода поршня в камере сгорания. Топливо начинает засасываться из бензобака в карбюратор через штуцер 1. Это происходит до тех пор, пока не наполнится камера 14. При наполнении от давления мембрана меняет свое положении и через коромысло давит на иглу 11. Игла поднимается и перекрывает подачу топлива. За счет этого исключается перелив топлива в диффузор и затем в камеру сгорания.
После того, как бензин из камеры 14 уходит в диффузор и затем в камеру сгорания, мембрана изгибается, меняя положение иглы, и подача топлива возобновляется до наполнения камеры 14.
Цикл повторяется. Таким образом, в камере 14 всегда нужное для работы двигателя количество топлива и герметичность, обеспечивающая поступление топлива в камеру сгорания за счет вакуума от хода поршня.
В режиме холостого хода заслонка закрыта, а минимальное количество топлива поступает через прорезь внизу заслонки. Количество поступающего топлива, а следовательно частота холостых оборотов регулируется винтом 10.
Есть модели карбюраторов, где частота холостых оборотов регулируется положением дроссельной заслонки. Регулировочный винт в этом случае регулирует не подачу топлива через канал, а положение заслонки.
Для закрепления прочитанной информации, рекомендуем посмотреть соответствующее видео, автор которого подробно рассказывает и показывает об устройстве и принципе работы мембранного карбюратора бензопилы. По ходу рассказа, автор освещает основные проблемы, неисправности. Довольно-таки полезное видео по данной теме.
Виды бензиновых пил
Бытовые – предназначены для не продолжительной работы и выполнения не сложных операций. Обладают не большим весом, компактными размерами, удобны в обслуживании и эксплуатации. Продолжительность использования подобного инструмента – до 1,0 часа в день.
Полупрофессиональные – используются в различных областях строительства, в разных сферах жизнедеятельности человека. Являются универсальным типом данного вида инструмента. Продолжительность использования – до 10,0 часов в день.
Профессиональные – используются при промышленных объемах производства пиломатериалов, продолжительных режимах использования (до 16,0 часов в день) в круглогодичном цикле эксплуатации.
Источник