Резьба по дереву для начинающих
Содержание:
Узоры для вырезания. Уроки резьбы по дереву для начинающих
Объемная, контурная и геометрическая резьба по дереву — это одни из наиболее древних методик декорирования самых разных изделий. По большому счету, для работы не нужно ничего, кроме деревянной заготовки и достаточно острого ножа: при должном умении может получиться резной наличник, красивая игрушка или любое другое изделие.
Конечно, шедевры у вас получатся только после многолетней практики. Но начинать осваивать резное дело можно и с самых простых деталей: достаточно изучить эту статью и разобраться в основах.
Разновидности резьбы
Несмотря на то, что в работе с деревом используются самые простые инструменты, да и приемы обработки не отличаются сложностью, результат может быть самым разным. В зависимости от внешнего вида обработанной поверхности выделают такие виды резьбы:
-
Контурная резьба
— пожалуй, самая простая (внешне, не по технике исполнения). Узор наносится на плоскую поверхность неглубокими линиями, формируя контуры рисунка. -
Геометрическая резьба
— самая распространенная ввиду простоты освоения. В отличие от контурной, узоры формируются не линиями, а комбинацией из геометрических фигур, чаще всего клинообразных выемок.
-
Плосковыемчатая резьба —
технология нанесения орнамента или узора на ровную доску. При этом на плоском фоне вырезаются углубления, которые и формируют нужный нам рисунок.
Скульптурная резьба
(объемная) — самая сложная методика. В качестве заготовки берется чурка, ветка или корень, после чего детали придается нужная форма
Здесь важно не только мастерство резчика, но и то, насколько грамотно подобрана древесина.
Конечно, эта классификация весьма условна, но она дает представление о том, куда можно стремиться в совершенствовании своего мастерства.
Что нужно для работы?
Инструменты резчика
Чтобы делать деревянные игрушки, резные рамки, наличники и другие декоративные объекты, мастеру нужны подходящие инструменты. Помимо обычных столярных (пила, дрель, напильник), нужно использовать и специальные приспособления:
Иллюстрация |
Инструмент |
Назначение |
Нож-косяк | Универсальный инструмент, который используется как для геометрической резьбы по дереву, так и для скульптурных работ. | |
Стамески | Наиболее обширная группа инструментов, применяемых для формирования выемок. В зависимости от формы края выделяют такие разновидности:
|
|
Клюкарзы | Специальные стамески с выгнутой рабочей частью. С их помощью выполняется рельефная резьба с сильным заглублением. | |
Ложкорезы | Как следует из названия, специальные инструменты для изготовления деревянных ложек. Особая форма лезвия (кольцо или полукольцо с односторонней заточкой) позволяет эффективно выбирать большие объемы древесины. |
Выбор древесины
Художественная резьба требует формирования достаточно четкого рельефа. А для этого нужны не только подходящие инструменты, но и соответствующий материал. Не всякая древесина подходит для резьбы, а если вы только начинаете осваивать методику, то к выбору нужно подходить очень придирчиво:
-
Липа
— идеальный вариант для новичка. Материал мягкий и однородный, потому самые сложные рисунки для резьбы по дереву лучше осваивать именно на липе. -
Ольха (красная и черная)
— тоже очень хороший вариант, пусть и более плотный. Идеально режется, почти не коробится при высыхании. Основной минус — сложно найти!
-
Береза
— более твердая и упругая, но при этом вполне подходящая для обучения основам резьбы. При высыхании может деформироваться, потому из березы обычно режут небольшие изделия. -
Дуб
— отличный вариант, но только для опытного мастера. Рельеф получается идеальным, но при этом нужен очень острый инструмент и уверенная рука.
-
Груша
— древесина с высокой плотностью и хорошей однородностью. Структура материала позволяет выполнять самые тонкие изделия.
Из дерева этих пород вначале необходимо выпилить заготовки, просушить их, при необходимости — обработать начерно. Только после этого на них наносятся рисунки и эскизы, по которым ведется резьба.
Приемы и методики при геометрической резьбе
По сути, вся работа над резной деталью сводится к трем операциям:
-
Подготовка
— выбор и черновая обработка заготовки, перенесение рисунка. -
Собственно резьба
— нанесение рельефного узора. -
Финишная обработка
— устранение дефектов, шлифовка, лакировка и т. д.
Инструкция по выполнению базовых операций при резьбе показана в таблице:
Иллюстрация |
Этап работы |
Нанесение рисунка. На заготовку нужного размера переносим контуры рисунка для обработки. Можно построить чертеж самостоятельно, с помощью линейки и циркуля, а можно использовать готовые эскизы для резьбы по дереву. Во втором случ |
Эскизы
Использование наличников на окнах деревянного дома должно придавать строению завершенный вид, делать его более красивым. Потому простые глянцевые панели вряд ли смогут полноценно справиться с такой задачей. Лучше всего подобрать резные элементы или сделать их самостоятельно.
Первым делом нужно определиться с выбором рисунка, который будет на наличнике. Для этого можно использовать книги, Интернет. Можно придумать эскиз самостоятельно. Как только идеальный вариант будет найден, нужно увеличить его до натурального масштаба и распечатать. Все узоры должны быть вырезаны и точно перенесены на картон, с которым уже и будет основная работа. Деталь картона должна соответствовать одной части наличника.
Его необходимо разместить на куске дерева и обвести при помощи карандаша рисунок, по которому в дальнейшем будет идти вырезка. Чтобы правильно подобрать рисунок на наличнике, стоит сделать чертеж всего дома с использованием всех декоративных элементов. Если готовый вариант получился красивым, а также все части гармонируют друг с другом, то идея была выбрана правильная, можно приступать к ее воплощению.
Если есть желание создать что-то грандиозное и красивое, нужно выбрать широкие планки и начинать творить. Для изготовления хороших наличников лучше всего выбирать сосну (особенно те планки, где практически нет сучков). В качестве инструментов, которые пригодятся в процессе работы нужно иметь лобзик с плавным пуском, чтобы вручную выпиливать все необходимые детали. Помимо этого пригодятся:
- перьевое сверло с диаметром 12 мм;
- шуруповерт;
- шлифовальная машинка.
Активный процесс работы над наличниками на окна начинается сразу после того, как весь рисунок перенесен на будущее изделие. Сначала берутся за внутреннюю часть рисунка, делая ажурные детали. Чтобы сделать процесс более удобным, при помощи сверла нужно сделать несколько отверстий в доске, которые будут располагаться на контуре рисунка. Выпиливание самого узора делают при помощи электролобзика, который вставляют в готовое отверстие. Далее просто ведут по контуру, вырезая необходимую деталь.
Как только внутренняя часть рисунка готова, можно приступать и к внешней стороне. Нужно сделать два надпила (в начале и в конце изделия), чтобы было проще сориентироваться в работе.
Полученное изделие еще далеко не то что должно быть. Поэтому нужно использовать шлифовальную машинку, зачистить все неровности и шероховатости. Только после этого этапа часть конструкции обрабатывают специальными растворами. После этого она может быть готовой к использованию или покраске для более оригинального внешнего вида.
Резьба по дереву фото, рисунки, эскизы, для начинающих
Изготовление оглавления с резьбой по дереву для киота
Похожим способом были сделаны оглавления (верх) для киотов на фото внизу.Чтобы увеличить изображение — кликните на нём мышью.
Вначале на бумаге, в соответствии с размерами и пропорциями будущего киота, рисуется эскиз оглавления в реальном размере. Определяется где будет располагаться резьба по дереву, предварительно рисуется и сам эскиз резьбы. Затем рисунок переносится на лист ДВП или фанеры и аккуратно, как можно точнее, выпиливается лобзиком на небольшой скорости, без включения маятникового хода. Пилка с мелким зубом (я использую пилки BOCH T101 AO или Gepard Т101 АО) Таким образом мы изготовили шаблон, по которому при помощи фрезера будем изготавливать сам верх (корону, оглавление) киота. На фото внизу два готовых шаблона: первый из ДВП — это стенка оглавления, фон, на который будет крепиться резьба по дереву. Второй шаблон из фанеры — это карниз, арочный фриз киота, он будет изготовлен из дерева. Все изгибы, закругления, линии шаблонов тщательно вышлифовываются наждачной шкуркой. От того насколько симметричным, ровным и аккуратным будет наш шаблон — зависит внешний вид готового оглавления киота в будущем.
Следующие фото — это шаблон для нижней и верхней части киота
Шаблон из ДВП ложим на лист фанеры и обводим карандашом.После этого выпиливаем лобзиком близко к нарисованной линии, но не касаясь самой линии.
Прикручиваем шаблон в фанерной заготовке.С помощью фрезера и прямой копировальной фрезы с подшипником обходим заготовку по контуру.Подшипник на фрезе двигается по краю шаблона, а фреза убирает на заготовке лишний материал.При этом заготовка в точности копирует профиль шаблона.Арочный карниз тоже обводим карандашом на деревянном щите.
Вырезаем лобзиком, грубо, не касаясь линии.Прикрепляем шаблон к заготовке и повторяем предыдущие операции. Шаблон крепим при помощи саморезов на обратную сторону детали, не на лицевую — чтобы на готовом элементе не было видно следов от саморезов.Хотя если и ошибётесь — шпаклёвка в помощь.
То же самое повторяем при изготовлении элемента для нижней части киота.
С помощью кромочной калёвочной фрезы выбираем нужный профиль с лицевой стороны карниза.Затем выбираем неглубокий (5-8мм) паз внутри карниза.
Соединяем карниз со стенкой оглавления.Можно сразу склеивать между собой две детали и красить потом в сборе, но мне удобнее лакировать и тонировать эти два элемента по отдельности.
Вид с лицевой и обратной стороны.
Эскиз, шаблон резьбы по дереву
Инструменты
Первое, что вы должны приобрести, это ножи для резьбы. И они бывают нескольких типов. Здесь все индивидуально: каждый мастер в итоге будет иметь свой основной набор, любимые в использовании инструменты. Но их перечень примерно одинаков для всех резчиков.
Базовые
Резные ножи и являются базовыми инструментами. Нож-резак – считается основным орудием труда резчика. Обладает режущим углом в 35 градусов, а вот длину лезвия и рукоятки имеет разную. Нож-косяк используется преимущественно в плоскорельефной резьбе, а также задействуется в ажурных работах. Богородский нож потребуется для скульптурной резьбы.
Также в работе вам потребуются стамески:
- полукруглого типа – нужны при любых видах работ;
- клюкарзы – стамески с изогнутой рабочей частью;
- штихели – помогают создавать различные канавки;
- клепики – нужны для обработки основного фона.
Скорее всего, понадобятся вам ложечники, чеканы и пуансоны. Последние помогают создавать основной фон. Для измерений и разметки нужны угольник, линейка, пригодится и транспортир, ярунок, отвес, уровень, рулетка и т.д.
Практическое руководство по выбору стамесок дает в своем видео Адольф Юрьев.
Дополнительные
Вспомогательные инструменты нужны не всегда, но без его наличия может остановиться работа со сложными композициями.
Здесь стоит упомянуть:
- буравчики;
- коловороты;
- ручные дрели (нужны для сверления);
- ножовки и (в том числе по металлу);
- лобзик;
- двуручную пилу;
- киянку;
- стусло;
- струбцины;
- скобель;
- тиски;
- молоток;
- бензопилу.
Каждый инструмент потенциально опасен: при неправильном обращении с ним человек рискует получить травмы. И это касается не только электрооборудования. Соблюдение техники безопасности – первое, чему должен научиться резчик.
Примеры готовых работ
Умельцы с древних времен используют искусство резьбы по дереву для создания украшений и декоративных элементов. Лобзиком создаются картины и портреты, игрушки, посуду и многое другое.
Для дома
Народные умельцы создают из дерева настоящие шедевры – это и шкатулки, и абажуры,
и декоративные полочки,
эксклюзивную мебель и игрушки.
Для сада
Здесь так же есть место для полета фантазии. Это могут быть декоративные фигуры,
садовая мебель.
Также это могут быть декоративные украшения для клумб и палисадников, деревянные вазоны и ограждения.
Игрушки
Игрушки – это отдельный вид творчества, мастера подходят к нему с особым трепетом и любовью. Лобзиком выпиливают деревянные пазлы,
игрушки качалки и многие другие.
Виды узоров
Чтобы понять основные отличительные черты того или иного орнамента, выполненного в технике геометрической резьбы, необходимо ознакомиться с несколькими видами узоров, а также со схемами и основами их исполнения.
Сколышки
Основными элементами, которым нужно обучиться, являются сколышки, представляющие собой наколку и подрезку древесных частей.
Затем можно приступать к подрезке, следуя инструкции.
- Режущую часть лезвия нужно приложить к левой стороне треугольника, а скошенная часть должна находиться в области его вершины.
- Рукоять ножа отводим назад, не нарушая параллели между правой стороной треугольника и краем лезвия.
- Надавливаем на нож и возвращаем ручку в исходное положение. При совершении данных действий должна отколоться деталь нужной формы и размера.
Ромбик
Вырезать ромбик на поверхности древесины довольно легко, особенно если вы уже освоили технику работы со сколышками. Все дело в том, что данная фигура состоит из двух треугольников, имеющих одно основание, поэтому ее можно вырезать, действуя по принципу, описанному в предыдущем варианте.
Для того чтобы получился ровный орнамент, необходимо сначала проработать верхний ряд треугольников, после чего перейти к нижнему, образуя нужную нам фигуру.
Витейка
Также очень интересный элемент, в основе которого лежит принцип действия, применяемый при работе со сколышками. Отличительной чертой является лишь то, что треугольники не имеют общего основания, а, наоборот, смещаются в разные друг от друга стороны.
Пирамида
Пирамида является первым сложным рисунком из тех, что вам предстоит изучить, постигая искусство геометрической резьбы по дереву.
Работа происходит посредством нанесения нескольких треугольников – при соблюдении определенного порядка и расстояния между ними. На равном расстоянии друг от друга наносятся три треугольника, два из которых находятся в верхней части и имеют общее ребро. Посередине между фигурами необходимо будет обозначить точку соприкосновение углов. Режущая часть ножа должна занимать центральную позицию, а движения необходимо совершать в том направлении, в котором лежат естественные слои древесины.
Звездочка
Следующая к изучению фигура является немного более сложной, поскольку в ее основе лежит большее количество треугольников, нежели во всех ранее изученных вариантах. Но несмотря на этот, казалось бы, немаловажный нюанс, принцип работы с данной фигурой не меняется, и в основе все так же лежит создание сколышков.
Для создания звездочки необходимо нанести четыре и более треугольника по принципу, используемому в работе с пирамидкой.
Квадраты
Создание квадратов кардинально отличается от работы со всеми предыдущими узорами, поскольку используется абсолютно другая техника – соломка.
Чтобы создать квадрат, необходимо действовать следующим образом:
- после нанесения разметки необходимо отступить от ее края на пару миллиметров и под углом примерно в 45 градусов углубить кончик ножа на 3 миллиметра, затем провести разрез вдоль линии;
- далее по принципу зеркального отражения необходимо произвести все те же самые действия с другой стороны полосы разметки;
- после этого необходимо расположить нож вертикально по отношению к заготовке и сделать два прокола (в начале и в конце линии).
При правильном выполнении всех вышеперечисленных действий вы получите тонкий срез в виде соломки, а обработав все края разметки в такой технике, вы сможете создать интересный узор нужной вам формы.
Наиболее часто данная техника используется для обрамления изделий, соответственно, квадратной и прямоугольной форм.
Розетка
Пожалуй, следующий геометрический узор является наиболее сложным в исполнении, и вместе с тем его справедливо можно назвать самым красивым из всех уже знакомых вам орнаментов.
На следующем этапе необходимо на каждом отрезке, расположенном в границах малого круга, отметить середину и соединить ее с точками соприкосновения отрезков с границами большого круга, расположенными по обе стороны от намеченного нами центра.
Получив разметку, мы можем приступать к резьбе, используя первую изученную технику работы с треугольниками.
При помощи данного узора можно украсить крышку шкатулки, дно декоративной тарелки, поверхность круглого стола и другие изделия подходящей формы.
Правильная подготовка к работе
Перед тем, как приступить к резьбе по дереву для начинающих, вам необходимо оборудовать место для работы. Для этого необходимо обеспечить себя достаточным пространством.
Ваше место должно иметь хорошее освещение, чтобы вы смогли не напрягать зрение. Следует также запастись необходимыми материалами и инструментом. Специалисты выделяют следующие этапы подготовительных работ:
Необходимо подобрать заготовку, которая имеет ровную поверхность. Следите за тем, чтобы не было сучков.
Варианты заготовок для резьбы по дереву
Потребуется заранее нарисовать эскиз, который вы хотите реализовать.
Рисунок следует перенести на заготовку. Для данной процедуры применяется калька.
Перенос эскиза на древесину
Следует закрепить рисунок при помощи лака, чтобы он не испортился во время резьбы по дереву.
Необходимо подготовить соответствующие инструменты. Обязательными предметами являются ножи, также потребуется шило.
Если ваш орнамент предусматривает выполнение прорезей сквозного типа, то потребуется лобзик.
Резьба по дереву лобзиком
Перед началом работы необходимо потренироваться. Для этого можно использовать кусок аналогичной древесины. Вы должны натренировать руку для того, чтобы все движения были точными и правильными.
Подбираем иструменты и приспособления, применяемые при создании узоров
При выполнении резьбы такого вида используют самые различные режущие инструменты, вроде обычных ножей и стамесок. Но работа такими инструментами очень трудоемка и утомительна. Поэтому более популярными таких целей являются дрель и пила, причем тип пилы может быть разный – от лобзика до ручной ножовки, в зависимости от размера созданного вами шаблона.
В наше время мастера редко используют ручной труд при выполнении масштабных работ. Зачастую используют удобные бытовые электроинструменты, например, электродрель, ручной фрезер и электролобзик. С использованием электролобзика работа проходит быстро, легко и качественно. Но при такой работе невозможно обойтись без дрели, используемой для предварительного засверливания отверстий для пилки. Работа ручным фрезером не на столько легка и производительна, к тому же требует предварительных навыков в обращении с этим электроинструментом. Но резьба получается значительно качественнее и при этом не требуется делать предварительных отверстий в заготовке.
Существуют и более оригинальные способы создания прорезного узора на деревянной заготовке. Одним из таких способов является прожигание. Суть данного способа заключается в буквальном прожигании сквозного узора на дереве сильно нагретой нихромовой проволокой. Минусами же можно считать специфический запах гари, необходимость охлаждать рабочий инструмент, из-за чего работа немного затягивается по времени, а так же заметно обугленные края готового узора.
Более усовершенствованным методом такого способа можно считать лазерную резку, которая выделяется высоким качеством и точностью получаемого рисунка. Однако использование подобного способа возможно лишь при закупке очень дорогостоящего оборудования, из-за чего ныне этот вид работы не очень часто используют на практике.
В заключении статьи хотелось бы продемонстрировать вам потрясающую работу очень опытного мастера, изображающего на своих работах не просто абстрактные рисунки, а очень точные и подробные копии животных.
Основы ремесла
Если посмотреть на некоторые фото работ, то отчетливо видно, что авторы пользовались сразу несколькими методами обработки древесины — при выполнении разных элементов декора или экстерьера зданий, нечасто встречаются плоскорельефные узоры с необработанными краями, а значит применяется не одна и не две технологии.
Для начала знакомства с азами ремесла, вспомним, как каждый из нас держал в руках лобзик и выпиливал фигурки из дощечки или фанеры. Это и называют простейшей прорезной резьбой. Для более сложных работ потребуется больше инструментов, чем лобзик и дюжина запасных пилочек, но принцип остается тот же.