Как построить гараж из профнастила своими руками
Содержание:
Что такое профнастил
Об этом материале много написано, и каждый человек с ним уже встречался. Но так как разговор идет об облицовке гаража, то необходимо понимать, что не каждая марка этого материала для этого пригодна. Хотя все зависит от того, где гараж будет возводиться.
К примеру, если это постройка сооружается внутри загородного участка, то есть в основном будет выполнять чисто защитные функции от атмосферных осадков, солнечных лучей и ветра, то можно использовать стеновые марки профнастила, изготовленные из тонкого листа стали (до 0,4 мм). Эта разновидность профлиста обладает низкой несущей способностью и взломостойкостью.
Но так как само гаражное сооружение находится на территории загородного участка, то есть практически под постоянной охраной и присмотром его владельцев, то можно к взломостойкости отнестись с некоторым послаблением.
Если гараж – это строение, отдельно стоящее, расположенное вне охраняемой зоны, то лучше к нему относится, как к постройке, которая может подвергаться взлому. То есть для отделки не каждая марка профнастила подойдет. Для этого лучше использовать листы толщиною не менее 0,5 мм и высотою волны не меньше 21 мм.
Профнастил с высотой волны 21 ммИсточник profmetall-24.ru
Но, что касается крыши, то здесь лучше использовать профнастил, изготовленный из листа толщиною минимум 0,5 мм и высотою волны не меньше 40 мм. Потому что это кровельный материал с высокой несущей способностью. И именно он сможет выдержать все нагрузки, действующие на крышу гаража, в основном снежный покров зимой.
Обратите внимание на параметр толщины. В нем можно запутаться
Есть толщина общая, то есть это толщина стального оцинкованного листа, плюс слои краски или полимерного состава. Ее в расчет не берут. Хотя именно этот размер часто замеряют на рынке, чтобы удостовериться, что он соответствует заявленному продавцом размеру. Обычно этот показатель больше, чем требуемый. Поэтому очень часто продавцы выдают общую толщину за стандартную, делая на этом немалые деньги.
За основу выбора надо брать толщину именно оцинкованного стального листа. Его в профнастиле не измерить, поэтому производители обязательно указывают данный параметр в маркировке. К примеру, С21-0,55-750-2000. Цифровое обозначение 0,55 – это и есть толщина.
Профилированный лист с толщиною листа 0,5 ммИсточник tr.skopelitissa.com
Выбор профнастила и монтаж
Существует множество марок профнастила для гаража. Какой выберет строитель – зависит от его финансовых возможностей и назначение строения.
Наиболее распространенные типы профлистов
Для наглядности рассмотрим, как определяются размеры, указанные в маркировке:
Размеры листа С-8
Или:
Размеры листа НС-44
Крепление листов к каркасу можно осуществлять кровельными саморезами с прокладками, либо (предпочтительно) при помощи ручного или электрического заклепочника. Использование заклепок предпочтительно в плане повышения взломостойкости конструкции. Заклепку невозможно срубить или открутить в отличие от самореза.
Перед тем как обшить каркас нарезку листов производят:
- Для неокрашенных листов (оцинкованных) – отрезным диском по металлу;
- Окрашенный профнастил – пилкой по металлу закрепленной в электролобзике.
Монтаж профнастила на стены
Частота крепления саморезами – 250 — 300 мм., заклепками – 100-150 мм. Предпочтительнее сначала зашить стены, после этого – приступить к кровле.
Проведение работ
Завершив подготовительные работы, можно приступать к непосредственному монтажу постройки из металлопрофиля. Чтобы возвести прочную конструкцию, которая прослужит долгие годы, необходимо при возведении соблюдать последовательность действий и придерживаться перечня стандартных строительных правил.
Фундамента и пола
Выполненный из металлопрофиля гараж является относительно легкой конструкцией, которая не требует мощного основания. В большинстве случаев достаточно устроить столбчатый фундамент, мелкозаглубленную ленту или плиту. Поскольку пол потребуется забетонировать, оптимальным вариантом будет утепленная шведская плита с габаритами на 20-40 см больше с каждой стороны.
Перед закладыванием фундамента нужно продумать способ отведения грунтовых вод, чтобы предотвратить затопление. Возводить плиты можно только на ровных поверхностях, поэтому нужно сначала выравнивать территорию и разметить габариты основания. В процесс монтажа фундамента и пола также необходимо:
- выкопать грунт на глубину 30-40 см согласно обозначенной разметке;
- утрамбовать почву на основании и стенках котлована;
- сформировать песчаный слой толщиной около 15 см;
- уложить геотекстиль и слой гравия;
- обустроить инженерные коммуникации;
- установить плиты пенополистирола и рубероид;
- выстроить опалубку по периметру плиты;
- залить бетон.
По желанию можно проложить поверх бетонного фундамента слой теплоизоляции. Перекрыть утеплитель можно кафелем или другим схожим материалом.
Возведение каркаса
Собирать каркас можно непосредственно на обустроенном фундаменте либо отдельно от него. Для возведения каркаса необходимо выполнить следующие действия:
- смонтировать стартовый профиль, при помощи которого будет сформировано нижнее основание периметра здания;
- воспользовавшись сварочным аппаратом, зафиксировать угловые стойки;
- сформировать верхнюю обвязку из углового швеллера;
- установить промежуточные стойки, которые изготавливаются из профильной трубы;
- закрепить трубы для устройства кровли и сформировать ее наклон.
Монтаж металлопрофиля
Основным этапом строительства гаража является установка профнастила. Материал должен закрепляться вертикально при помощи саморезов с прорезиненной прокладкой. Фиксаторы надежно закрывают сквозные отверстия, предотвращают проникновение жидкости внутрь помещения и не повреждают поверхность профлистов. Процесс монтажа металлопрофиля выполняется в несколько этапов:
- Установка первого листа. Он закрепляется саморезами на угловую стойку, и от правильности его монтажа зависит надежность конструкции. Сначала фиксируется верхний угол, далее вся сторона, а затем можно крепить металлопрофиль по всему периметру. Средний промежуток между саморезами должен составлять порядка 30 см.
- Монтаж оставшихся листов. Фиксация материала выполняется внахлест на одну волну. К каркасу прикрепляются 2 листа, после чего профнастил пришивается по профилю. Заключительная волна связывается со следующей частью обшивки.
- Покрытие стыков герметиком. Обеспечение герметичности конструкции необходимо для защиты от проникновения влаги и скопления конденсата.
Чтобы ровно установить листы металлопрофиля, рекомендуется использовать отвес, нивелир либо строительный уровень. Положение профнастила следует выверять по горизонтали и по вертикали.
Монтаж кровли
Выполненная из металлопрофиля гаражная крыша может быть одно- либо двускатной. Тип кровельного покрытия и уклон необходимо определить на стадии подготовки проектной документации. Если гараж пристраивается к другому зданию, достаточно обустроить только 1 скат с уклоном более 8 градусов. Монтаж кровли выполняется следующим образом:
- Сборка каркаса и обрешетки. При монтаже закрепляются стропильные пары, укрепленные откосами из металла. Количество стропил соотносится с числом вертикально расположенных опор.
- Укладка листов. Монтаж кровельного покрытия выполняется внахлест на одну волну либо на расстоянии 20 см. Стыки и зазоры обрабатываются битумными герметиками. Около 35 см покрытия остается за краем крыши.
Строительство своими руками
Фундамент
Простая технология и несложные работы позволяют самостоятельно построить гараж. Придерживаясь советов и рекомендаций, за три недели можно получить универсальное помещение. На ровной местности с твёрдым грунтом необязательно делать фундамент и стяжку пола.
Подсыпки из щебня будет вполне достаточно. Останавливаться на типичных габаритах гаража не стоит. Помещение 3×4 сможет обеспечить только парковку. Разместить инструменты и приспособления будет затруднительно.
Оптимальный размер 4×6 позволит при необходимости производить мелкий ремонт. Обустроить помещение смотровой ямой можно только в случае, если залегание грунтовых вод ниже отметки 2,5 метра.
Сделанные от руки чертежи помогут сориентироваться со сборкой.
Необходимые инструменты для выполнения работ:
- болгарка с диском по металлу;
- сварочный аппарат;
- шуруповёрт;
- уровень;
- отвес;
- лопата;
- набор ключей;
Список материалов для изготовления гаража:
- песок (речной);
- цемент марки 400;
- армированная сетка;
- щебень (фракции 2,5);
- П-образный стальной профиль 50×50 мм;
- профилированные металлические листы;
- металлический уголок для ворот;
- шурупы по металлу;
Монтаж каркаса
Пошаговое руководство:
-
Начинать строительство следует с проектных работ. Наличие чертежей даст возможность определить количество необходимых материалов, сделать закупку согласно списку. Исходные данные для руководства:
- размер 4×6 м;
- фундамент ленточный;
- смотровая яма с шириной 80 см, длиной + 1 метр от длины авто, глубиной + 15 см от роста автомобилиста;
- крыша двускатная;
- вентиляция;
- ворота двустворчатые распашные;
- саморезы с уплотнительной шайбой (в качестве крепежей);
-
Подготовить площадку:
- расчистить и спланировать место;
- выкопать котлован шириной 30 см, глубиной 20-30 см; углубление для смотровой ямы;
-
Бетонирование:
- Выполнить заливку фундамента с помощью бетона и армированной сетки.
- Смотровую яму обложить кирпичом, предварительно сделав дренаж дна.
- Дать несколько дней на отстой фундамента.
- Границы ремонтной ямы обложить металлическим уголком.
- На пол выстелить подушку из песка толщиной 10 см.
- Уложить по периметру гидроизоляцию (с небольшим заходом для стен).
- Следующий слой из армированной сетки предотвратит появление трещин и выбоин.
- Залить бетоном пол. В течение 10-14 дней дать цементу полностью высохнуть.
- Монтаж каркаса. Профиль достаточно легко режется и скрепляется саморезами с прокладками для герметизации.
- Сборка стен начинается с боковых сторон. Обязательно нужно крепить листы внахлёст.
- Монтаж фронтонов к задней и передней сторон гаража. Фронтоны определяются конструкцией двускатной крыши.
- Кровельные работы производятся в виде стропильных пар, которые совпадают с количеством стоек. Для усиления прочности используют железные откосы. Черновое перекрытие покрывается профнастилом внахлёст.
- Монтаж ворот. Из металлических уголков делают раму для ворот с помощью сварочного аппарата. Петли крепятся саморезами к каркасу и раме ворот или просто привариваются.Утепление и внутренняя отделка.
Ворота
Во избежание негативного влияния перепадов температур на транспортное средство, нужно гараж утеплить. Для этого, можно использовать минеральную вату, пенопласт или жидкий пенополиуретан.
Каждый материал имеет достоинства и недостатки. По теплозащитным свойствам имеет примерно одинаковые показатели. Пожароустойчивой считается минеральная вата. Кроме стен, необходимо утеплить крышу и ворота. Обязательно необходима циркуляция воздуха. Наличие вентиляции решит этот вопрос.
Процесс утепления:
- Задуть все щели монтажной пеной.
- Листы пенопласта приклеить к профнастилу по всей площади.
Примененяя минеральную вату, необходимо использовать гидроизоляцию, так как этот вид утеплителя имеет свойство брать на себя влагу. Для монтажа сооружается реечный каркас.
Оптимальный вариант использования жидкого пенополиуретана в конечных расчётах окажется не таким дорогостоящим. Отпадает необходимость в монтажной пене и специальном клее, необходимых для других видов утеплителей. Плотный и надёжный слой обеспечит хорошей звукоизоляцией помещение.
Внутренняя отделка может быть выполнена из профнастила или другого материала.
Коммуникации рекомендуется прокладывать поверх обшивки для удобства обслуживания и ремонта.
Подготовительные мероприятия
Гидроизоляция крыши
Перед закрытием кровли металлопрофилем необходимо будет побеспокоиться об обустройстве гидроизоляции, предохраняющей деревянные элементы конструкции и утеплитель от разрушающего воздействия влаги. Гидроизоляция, в качестве которой, как правило, используется толстая полиэтиленовая пленка, крепится непосредственно между стропил с помощью небольших строительных скоб. В местах стыковки соседних полос пленки делается небольшой нахлест (порядка 15 см).
Поверх гидроизоляционного слоя монтируются специальные вентиляционные рейки, создающие условия для циркуляции воздуха в свободных пространствах под обрешеткой и исключающие возможность скопления в этом месте нежелательных влажных испарений.
Подготовка обрешетки
Для монтажа заготовок металлического профиля должна использоваться специальная обрешетка, обеспечивающая требуемую прочность кровельной конструкции и противостоящая ее разлому или прогибу под воздействием ветровых нагрузок или под тяжестью выпавшего снега.
Схема крыши из профнастила
Производители кровельных металлических изделий указывают основные параметры и порядок обустройства обрешетки под них в прилагаемой к товару инструкции. Вот почему перед началом работ рекомендуется внимательно изучить все указания по порядку применения приобретенного материала.
Крепление торцевой планки
По окончании монтажа обрешетки на ее скатном срезе прибивается специальная торцевая доска, ширина которой должна соответствовать высоте выбранного кровельного профиля.
Таким образом, общий состав кровельного покрытия, завершающим слоем которого является сам металлический профиль, обычно выглядит следующим образом:
- внутренний облицовочный слой, например, изготовленный из гипсокартона;
- потолочные рейки, используемые в качестве внутренней обрешетки;
- пароизоляционная защитная пленка;
- плиты утеплительного материала, укладываемого в ниши между стропильными ногами;
- гидроизоляционное защитное покрытие, исключающее возможность скопления влаги в зоне расположения утеплителя;
- специальный вентиляционный зазор;
- наружная обрешетка;
- само покрытие (металлический профиль).
Недостатки конструкции
Как и у любого кровельного материала, у профнастила есть и свои минусы. Помимо того, что кровля из профлиста шумит во время дождя, есть ещё несколько неприятных моментов:
- Не зная правил монтажа можно попросту испортить материал, сделав его непригодным для дальнейшего использования.
- При использовании обычных саморезов для крепления покрытия в дальнейшем в месте крепления возникнет течь.
- Некачественное крепление профнастила к стропильной системе чревато последствиями. Порывы сильного ветра могут попросту сорвать материал.
- По сравнению с более дорогостоящими кровельными материалами профлист выглядит не так солидно.
Особенности
Профлист гораздо легче и тоньше, чем профилированный настил, это важно, если у вас нет помощника в строительстве. Для стен лучше подойдет лист марки С18, С 21, буква означает крепление на стене, а цифра – высоту волны в сантиметрах
Можно для этих целей использовать и НС – несущий стеновой оцинкованный лист или вариант с полимерным или алюминиевым покрытием. Высота волны говорит о надежности противостояния несущей нагрузке, при большей высоте волны больше и расстояние между деталями каркаса.
Гибкому тонкому листу нужна крепкая каркасная основа.
Когда вы определились с материалом, необходимо выбрать нужную конструкцию, учитывая финансовые возможности, размеры участка, габариты и количество автомобилей. Гараж можно построить на один или несколько автомобилей с односкатной или двухскатной крышей, с распашными, раздвижными или подъемными воротами, с дверями в воротах или без них. Менее затратным и более простым для возведения является гараж на один автомобиль с односкатной крышей и двумя распашными воротами без двери.
Существуют различные готовые чертежи с проектами будущего сооружения.
Устройство фундамента
Ленточный фундамент
Возможны два варианта:
- Капитальное основание с заливкой ленточного фундамента и бетонного пола;
- Облегченный столбчатый фундамент.
Наиболее трудоемкий – ленточный фундамент. Связано со значительным объемом работ по выемке грунта и с необходимостью приготовления большого количества цементного раствора, которая может потребовать аренды бетономешалки или заказа автомиксера с бетоном.
Глубина траншеи под ленточный фундамент зависит от глубины промерзания грунта в регионе. Траншея должна быть на 100-150 мм глубже, чем глубина промерзания. Для средней полосы России обычно 700 мм.
На дне выкопанной траншеи устраивается песчаная подушка из песка (без глины) который не дает усадки. Толщина подушки 100-200 мм.
Поверх песка засыпается строительный щебень фракции 5-20 мм. Он тщательно утрамбовывается куском бревна с прикрепленными к нему ручками.
После этого устраивается опалубка. Оптимально – несъемная, из цементно-волокнистого плоского листа толщиной 8-10 мм. Далее устраивается гидроизоляция. Дно и стенки траншеи выстилаются полиэтиленовой пленкой, которая будет препятствовать проникновению к фундаменту грунтовых вод и предотвратить протекание воды из раствора при заливке.
После этого в траншею помещается каркас из сваренных или связанных стальной проволокой арматурных прутков
Особое внимание уделяют креплению арматуры по углам строения
Бетонный Фундамент с армированием
К арматуре крепятся закладные детали, к которым будут привариваться стойки каркаса гаража. Шаг между закладными выбирается в зависимости от толщины и ширины профлиста, но не реже 0,8 метра.
После заливки цементного раствора (не ниже М:200) состоящего из:
- Цемента марки 400 – часть;
- Песка строительного – 2,5 части;
- Щебня строительного фракции 5-20 мм – 4 части.
Фундамент укрывается полиэтиленовой пленкой или рубероидом и оставляется для «созревания» бетона на 30 дней. В жаркую погоду поверхность следует периодически увлажнять.
Выбор места
Выбор места для гаража — непростая задача. Очень хочется, чтобы было удобно им пользоваться, но при этом чтобы постройка не портила внешний вид участка. Сразу надо определиться будет он отдельно стоящим или пристроенным к дому или другому зданию на участке.
- Отдельно стоящий. Этот вариант выбирают в том случае, если дом уже построен и/или форма участка такова, что подъездные пути занимают слишком много места. В этом случае имеет смысл вынести постройку ближе к въездным воротам, или сделать так, чтобы ворота гаража открывались прямо на улицу.
- Являющиеся частью постройки. Это может быть дом или хозблок, а сам гараж может строится вместе с зданием, или пристраиваться позже. Хорош в том случае если дом построен близко к границе участка. Привлекателен тем, что нет необходимости думать о том, как его отапливать и тянуть дополнительные коммуникации.
При самостоятельном строительстве гараж чаще всего ставят отдельно, так как пристройка к уже существующему дому требует серьезных мер по усилению фундамента, а это точно недешево. Дешевле будет построить отдельно. Только при выборе места надо иметь в виду, что расстояние до соседского участка должно быть не менее 1 м, а вход на расстоянии не менее 10 метров от окон соседа. Также нормируется расстояние до ближайшего жилого дома. Оно должно быть более 9 метров, если дом из негорючего материала и 15 метров, если дом пожароопасен.
Ворота открываются прямо на улицу — один из неплохих вариантов
Подробности
Изготовление каркаса
Если у вас нет аппарата для сварки, или вы не умеете им пользоваться, лучше применять П-образный профиль оцинкованного типа размером не менее 5*5 см. Его нужно нарезать до требуемого размера и собирают посредством болтов. Каркас можно изготовить из деревянного бруса размером 8*8 см, и если для вас такой материал доступнее или дешевле. Не забывайте его обрабатывать средством от воздействия гнили, огня, вредителей древесины и плесени. Для прогонов и стоек кровли для экономии можно применять материал с сечением 4*4 см с толщиной 0.2 см, если сварку будет проводить специалист. Новичкам будет сложно варить такой тонкий материал.
Установка гаража
Малоопытным строителям рекомендовано делать крышу гаража из профнастила своими руками именно односкатного типа, и она проще в изготовлении, но требуется учесть определенные нюансы. Односкатная кровля может быть изготовлена и в ширину, но более высокая сторона должна быть развернута по ветру, а в длину по направлению к задней гаражной стенке. Уклон ската чаще всего бывает 15 градусов, а это обеспечивает сток воды и сход снега. В регионах, где постоянно бывают сильные ветра, уклон не должен быть более 35 градусов, в обратном случае сильно уменьшается сопротивляемость ветру.
Двухскатная кровля имеет определенные минусы и плюсы. Крыша выглядит интереснее, прочнее, надежнее, еще она лучше вентилируется, ее можно применять в качестве чердака, но конструкция получится сложнее в изготовлении и будет дороже. В зонах климата, где выпадает много снега, лучше при строительстве применять двухскатную крышу со скатным углом 20 градусов
Каркас для нее проще сварить на земле, важно разметить стропильную первую форму в виде треугольника равнобедренного типа и укрепляют перемычками. В роли перекладин для каркаса кровли можно применять и железный уголок, профилированные трубы, деревянный брус, П-образный оцинкованный профиль, причем древесины обработана средством от огня, гнили, вредителей древесины, плесени
Обшитая металлическим профилем кровля будет легкой, и, если правильно сделать уклон ската, она не будет иметь дополнительную нагрузку от осадков.
Далее выстраивают каркас для ворот, режут уголок на детали требуемого размера под углом в 45 градусов, сварить раму и после усиливать уголками, для затворов и замков в требуемых местах приваривают металлические пластины. К опорным каркасным столбам требуется приварить одну часть петель, приложить к ним раму, отметить места для крепления второй петельной части и тоже приваривают. Для ворот сдвижного типа монтируют роликовый механизм, для подъемных – рычажно-шарнирный, а при возможности лучше устанавливать автоматику. Если бетон застыл, можно обшивать гараж профилированным листом, в обратном случае будет корежиться и каркас, и лист. Если габариты гаража не соответствуют стандартам листовых параметров, лучше заказать у производителей изделия требуемого размера, качества и цвета. Это сильно облегчить и ускорить работу, даже и места разрезов будут обработаны заводским методом. В обратном случае потребуются дополнительные инструменты – ножницы для металла и электролобзик.
Профилированный лист важно правильно прикрепить вертикально с накладыванием листов друг на друга в одну волну. Это обеспечивает лучший водный сток
Закреплять листы требуется с верхнего угла, и тогда их острые края не будут торчать. Для крепления применяют кровельные шурупы, и они помогут сохранить листы от коррозии и попадания воды за счет резиновой шайбы, которая является уплотнителем. Ими требуется закрепить каждую волну снизу и сверху на расстоянии не менее 0.5 метра и обязательно на стыке двух листов. На гаражные углы прикрепляют особые уголки через 0.25 метров. Если вы желаете изготовить утепленный гараж, площадь постройки уменьшается. Для утепления внутри гаража можно применять минеральную вату, пенополистирол (пенопласт) и напыляемый пенополиуретан. С пенопластом куда проще работать – 4 см толщины спасут и от зимней стужи, и летнего зноя. Материал будет входить между стойками, если их размер будет 1 метр, и это даст возможность сэкономить на сырье для изоляции от пара (мембрана пароизоляционного типа).
Плюсы и минусы
Покупка профилированного листа обойдется относительно дешево, он не требует дополнительной обработки (грунтовки, покраски, шлифовки). Строительство такого гаража даст возможность уменьшить расходы на фундамент за счет экономии на бетоне или его составляющих, если вы будете готовить бетон самостоятельно.
Профилированный лист не горюч, гибок, прост в изготовлении, имеет длительный срок службы до 40 лет и красивый вид. Недостаток листа в том, что его легко повредить механически, а это может вызвать коррозионные процессы, также гараж из подобного материала ненадежно защищен от проникновения злоумышленников внутрь. Металл имеет хорошую теплопроводность, профилированный лист быстро нагревается и остывает, что вызывает дискомфорт при нахождении в помещении, но этот недостаток можно исключить с помощью утепления гаража.
Монтаж каркаса
Пред началом монтажа каркаса производится нарезка всех элементов. Делать это необходимо по заранее подготовленным шаблонам.
Изготовление каркаса стен, несущих ферм кровли удобнее производить на земле. Так легче соблюсти геометрию конструкций и избежать деформации при сварке на весу.
Материалом каркаса обычно служит стальной уголок из «черного» металла с шириной полочки 50 мм.
Сборку собранных заготовок каркаса начинают с боковых стенок. Их устанавливают на фундамент, предварительно выстелив его 2-мя слоями гидроизоляции (рубероид, бикрост) и приваривают к закладным.
Сборка боковых стен гаража
Вертикальность и горизонтальность установки контролируется уровнем и отвесом. Оптимально – использовать лазерный построитель плоскостей. Установленные боковые стенки скрепляют с задней стенкой и воротной рамой. В средней части – поперечными балками, которые будут служить опорой для ферм кровли.
После монтажа каркаса стен обустраивают каркас кровли.
Учитывая, что на кровлю будет приходиться значительная снеговая нагрузка, угол наклона двускатной крыши не должен быть менее 30°.
Металлический каркас